Московская государственная картинная галерея
Народного художника СССР
Ильи Глазунова

Экскурсия «Легенды и сказания в творчестве И.С. Глазунова»

10 октября 2012 года

 

К сожалению фотографировать детей во время экскурсии разрешили только в одном из залов галереи. Поэтому остальные фото взяты из Интернета, в основном с сайта художника - http://www.glazunov.ru/RU/index.html.

Из холла галереи зрители попадают в разные залы.

Наш Санкт-Петербург. Памяти жены,
художницы Н. А. Виноградовой-Бенуа. 1994

 

 

 

Дети И. С. Глазунова — Иван и Вера — стали художниками. Илья Сергеевич много писал детей, их возрастание и возмужание запечатлелось и осталось теперь в его портретах, графических и живописных, на которых с нежностью переданы их младенческие лета, уходящее детство, отрочество, и, наконец, зрелость.

Ваня. Портрет сына художника. 1976

Вера со свечой. (Портрет дочери) 1978

Образ Иисуса Христа — Спасителя мира в картинах Глазунова поражает всякий раз глубоким чувством. Ведь не случайно советская критика организовывала травлю художника, называя его художником церковным и мистически православным, "не помогающим строить коммунизм". Христос у Глазунова — с голубыми глазами, русыми волосами, непостижимый и поражающий. Он в произведениях художника —  Спаситель и Утешитель Мира. Бесспорно, что Образ Христа — это Образ Православия, которое создало понятие Святой Руси. Для Глазунова Христос и Новый Завет — это Святое Апостольское Православие. Не случайно свою книгу, всколыхнувшую многих людей, художник назвал "Россия распятая". За распятием следовало воскресение. Это и есть непостижимое чудо истории. Об изображениях Христа у Глазунова трудно писать, их надо видеть. Их надо понять. Но пишущий о Глазунове невольно вспоминает слова другого великого художника, В. М. Васнецова: "Все мое искусство — есть свеча, возожженная перед ликом Божьим". Логично добавить, что каждая картина Глазунова — это выражение его понимания православного народа.

Храни Бог Россию! 1999

Возвращение блудного сына. 1977

В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр.


В отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей — напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.
То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя. Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.

Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.
Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Вход в зал, где размещены картины из цикла "Куликово поле"

В "Кануне" запечатлен важнейший духовный момент накануне решающей битвы за освобождение от монголо-татарского ига. Сергий Радонежский, игумен Троицкой обители, благословляет на победу московского князя Дмитрия. Не случайно и по сей день наш народ видит в Сергии Радонежском своего молитвенника перед Богом, пастыря и защитника. Потому и сегодня не меркнет сияние лампад над ракой Святого Преподобного отца Сергия Радонежского, который вдохнул в уже было отчаявшееся поколение волю, мужество и отвагу.

Мужественный, одухотворенный князь Дмитрий, возглавлявший русское войско, и его жена княгиня Евдокия, а с другой стороны — монгольская девушка на фоне тревожного, словно  пожарище, вечернего неба и вглядывающийся во тьму ночи при свете костра хан Мамай как бы олицетворяют две силы, сошедшиеся в смертельной схватке.

Князь Дмитрий Донской. 1961-1980

Монгольская девушка. Из цикла "Поле Куликово". 1979

Засадный полк. Из цикла "Поле Куликово". 1979

Временный перевес татар. Из цикла "Поле Куликово". 1980

Грандиозный цикл полотен И. Глазунова "Образы России" органично включает работы, воссоздающие зримые образы реальных исторических событий и лиц. Многие из них, такие как "Князь Игорь", "Два князя", "Русская песня", создавались после поездок художника по древним русским городам. Мастерство и индивидуальность композиции, выразительность цветового решения помогают художнику совсем по-новому, неожиданно и очень художественно, увидеть реальных героев русской истории и образы, рожденные в глубине души художника и свойственные только ему.

"Два князя" - одна из самых известных картин Ильи Сергеевича Глазунова. Она очень любима народом. Ее содержание — непреходяще актуально, особенно в наши дни. На высоком берегу могучей русской реки, под былинно тревожным небом, весь горизонт которого объят дымом пожарищ, князь-отец показывает сыну на вражеские полчища: "Смотри и помни". Совсем юный князь исполнен внутренней силы и воли защитить родную землю от черной беды, черный и белый кони напоминают нам древнюю икону. Могучи стены крепости, готова к бою ощетинившаяся копьями верная дружина.

Два князя. 1994

Воскрешая страницы отечественной истории в цикле произведений "Образы России", художник обращается к ее самым переломным моментам. У истоков великого потрясения, пережитого Россией в начале XVII века (Смутного времени), лежало трагическое событие, вызвавшее общенародное возмущение,— убийство юного царевича Димитрия. Таинственность обстоятельств его гибели, способствовавшая появлению множества легенд, роковым образом отозвалась на судьбе взошедшего на престол Бориса Годунова, которого многие считали виновником смерти Димитрия.

Легенда о царевиче Димитрии. 1967

 

 


Разгром Храма в Пасхальную ночь. 1999

Мистерия XX века. 1999

Великий эксперимент. 1990

Рынок нашей демократии. 1999

Память о войне всегда жила и живет в душе художника.

Незабываемый 1941-й. Будущий художник вместе с толпами беженцев отступал от немцев, которые рвались к Ленинграду. Жара, пыль, вмятая в землю гусеницами танков спелая рожь. Тревожное, предгрозовое небо.

Илюша навсегда запомнил отступающих русских солдат. Выцветшие от солнца гимнастерки с темными пятнами пота. Темные, как древние лики икон, лица с ясными голубыми глазами. Сотни тысяч беженцев, солдат и гонимый в клубах пыли блеющий и мычащий скот. Не тогда ли задумал будущий художник одну из картин великой народной драмы, которую он позднее воплотил и назвал "Дороги войны".

 

Илья Сергеевич Глазунов родился и вырос в Ленинграде. Пережив кошмар ленинградской блокады, когда у него на глазах от голода умерли отец и мать, он по воле Божьего промысла остался жить, чтобы выполнить свое предназначение — быть художником.

"Мне иногда кажется, что Бог, сохранив меня, оставил меня на нашей страшной апокалипсической земле, чтобы я выполнял миссию художника и гражданина. Тогда, во время блокады, мне было 11 лет. И сегодня, спустя полвека с лишним,не покидает страшное чувство близости смерти и вера в Божье чудо. Я должен жить и победить," - говорит о себе Илья Сергеевич.

Маленькая деревушка Гребло, затерянная в необъятных лесных просторах Новгородчины, где он трудился в эвакуации вместе с крестьянскими детьми, зарабатывая свой первый хлеб, оставила глубокий след в душе и творчестве будущего художника.

Вернувшись в город своих предков — Санкт-Петербург (тогда Ленинград) — Глазунов поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств, проявлял с юности несокрушимую волю и упорство и стал примером трудолюбия и безграничной любви к искусству для всех, с кем учился. Перед глазами юного художника и его друзей-соучеников постоянно были нетленные образцы высокого Искусства — творения старых мастеров Эрмитажа и Русского музея.

Дороги войны. 1954-1957

Метель. Из серии "Годы войны". 1978

За ваше здоровье. 1977

 

Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя.

Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского,— одна из вершин его творчества. Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его. "Белые ночи"— удивительное произведение Достоевского, где ирреальна жизнь и реальна мечта. В образе мечтателя многие угадывают самого художника, чья юность овеяна призрачной дымкой белых ночей

Мечтатель. Иллюстрация к повести Ф. Достоевского "Белые ночи". 1970

Нелли. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского "Униженные и оскорбленные". 1983

Нина. Жена художника. 1980

Под высокими сводами академического коридора — бывшей Императорской Академии художеств — 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его женой,— Нину Виноградову-Бенуа. Художник пишет о ее "рассветных глазах", об удивительной душе, нежности и силе. Образ жены Нины угадывается во многих работах художника.

Нина Александровна Виноградова-Бенуа была тонким художником. Созданные ею костюмы и совместная работа с Глазуновым над театральными декорациями принесли ей заслуженный успех в Берлине (оперы "Князь Игорь" и "Пиковая дама") и Москве (опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии").

Бесспорно, является одной из сокровеннейших, интимных работ художника картина "Наш Санкт-Петербург. Памяти жены, художницы Н. А. Виноградовой-Бенуа" . Если бы не столь современное ощущение и видение одиночества и тоски мятущейся души художника, то можно было бы утверждать, что эта работа принадлежит кругу столь любимого Глазуновым "Мира искусства".

Таинственно ожившая венецианская кукла в костюме Пьеро на фоне большого петербургского окна, где в промозглых сумерках угадывается знакомый каждому петербуржцу силуэт Исакиевского собора, а зимний ветер крутит снежные вихри около черной проруби на Неве с такой типичной глазуновской фигурой одинокого человека... Как восхитительна и изысканна по колориту эта одна из лучших работ художника! Сколько ассоциаций вызывает у зрителя бабочка, столь же странная, как раковина Врубеля, в которой он увидел сказку, доступную только для его мистического мироощущения. На ампирном столике красного дерева около бабочки — обручальное кольцо. На миниатюре Александра I Благословенного можно прочитать слова, написанные по-французски: "Наш ангел на небе". Картина звучит, как музыка, которую хочется слушать без конца, открывая для себя все новые и новые аспекты поэтической символики, выплеснутые И. С. Глазуновым словно со дна своей хрупкой и нежной души.

Портрет Вани. 1994

Вера. Портрет дочери. 1994

Весна. Автопортрет. 1999

Христос и Антихрист. 1999

Илья Глазунов понимает жизнь как неустанную борьбу добра и зла. Сегодня, в столь трудное, апокалипсическое время, утверждение идеалов нашей христианской цивилизации является подвигом. Любить Россию и выражать самосознание русского народа также является подвигом. Однако существует и воинственное безбожие, которое все же бессильно перед светлым ликом Христа. Многие утверждают, что третье тысячелетие будет царством беззакония, царством Антихриста. Отцы церкви говорили, что Антихрист — сын дьявола — будет внешне подражать сыну Божьему, что мы и видим, глядя на картину, в которой с беспощадной смелостью Илья Глазунов раскрывает, то - чего не делал никто до него в изобразительном искусстве: обобщающий образ Добра и зла — Христа и Антихриста.

МАЛЫЙ КИТЕЖ.1983 г.
Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова

Град Китеж. 1986

В начале 1960-х годов Илья Глазунов приступил к работе над циклом произведений, посвященных одному из узловых событий в отечественной истории — Куликовской битве. В нескольких десятках картин художник, в созвучии с русскими летописями и историческими документами, отразил атмосферу подготовки и ход этой величайшей битвы, определившей не только дальнейшую судьбу русского народа, но и всей европейской цивилизации.

Изучая отечественную историю, самую ткань нашей культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к имени Сергия Радонежского, сыгравшего величайшую роль в собирании духовных сил русской земли и освобождении ее от ига кочевников. К одному из самых чтимых пастырей русский народ обращается в самые переломные времена. И закономерно, что образ преподобного Сергия стал центральным духовным стержнем цикла картин 80-х годов, посвященных художником Куликовской битве.

Сергий Радонежский и Андрей Рублев. 1992

Канун. Из цикла Поле Куликово". 1977

Княгиня Евдокия в Храме. 1979

Хан Мамай. Из цикла "Поле Куликово". 1979

Штурм града. Из цикла "Поле Куликово" 1969

Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем). 1979

Центральная часть триптиха "Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус". 1986

Боян. Слава предкам! 1992

Вечная Россия. 1988

Россия, проснись! 1994

Русская земля. Из цикла "Годы войны". 1984 г.

Блокада. Из серии "Ленинградская блокада.1942-1944". 1956

Мать героя. 1986

Шлагбаум. За гуманитарной помощью. 1994

 

 

 

 

Глазунов много работал над иллюстрированием русской классической литературы. Он пишет портреты русских писателей и поэтов, иллюстрирует их произведения. Глазунов обращается к Пушкину, Лермонтову, Блоку, Некрасову, Гончарову, А. Островскому, Куприну, Лескову, А. Толстому...

Но это тема уже для других экскурсий.

А. С. Пушкин. Накануне. 1994

Один из коридоров галереи, в которых размещены картины к произведениям русских писателей и поэтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz